Сроки проверки заявлений и возмещения убытков по ОСАГО регламентированы законодательством. Их нарушение грозит страховщикам выплатой неустойки. Специалисты финансового портала Выберу.ру рассказали, кому положена компенсация и как ее получить.
Содержание
Что такое неустойка
Оформление полиса ОСАГО является обязательным для всех владельцев автомобилей. Этот документ гарантирует возмещение ущерба, который страхователь нанес третьим лицам. Выплата осуществляется в пределах установленных законом норм.
Неустойка – это компенсация, которую должен получить потерпевший, если страховая компания нарушит законодательно установленный порядок урегулирования убытков. Согласно ст.12 ФЗ № 40-ФЗ, она выплачивается за просрочку рассмотрения заявлений, осуществления выплат и проведения ремонта.
Страховщику дается 20 рабочих суток на рассмотрение заявления, поданного при наступлении страхового случая. По окончании этого срока страховая организация должна перевести деньги, выдать направление на ремонтные работы или передать обоснованный отказ. Если она этого не делает, клиент имеет право требовать компенсацию.
Указанный срок начинает отсчитываться с момента приема полного пакета документов. Если клиент не предоставил какую-либо бумагу, страховая компания должна проинформировать его об этом в момент обращения. При использовании почтовых услуг запрос на досылку данных должен быть направлен в течение 3 суток.
Когда выплачивается неустойка
В силу действия ст. 12 ФЗ № 40-ФЗ страховая фирма должна предоставить компенсацию в случае:
- несоблюдения сроков перечисления страховой выплаты;
- задержки выдачи направления на ремонт;
- нарушения сроков окончания ремонтных работ;
- задержки выдачи отказа в компенсации.
Также законом предусмотрена возможность требовать компенсацию в случае занижения утвержденной страховщиком выплаты. Факт занижения должен быть доказан в суде.
Ответственность по выплате неустойки по ОСАГО может быть снята при наступлении форс-мажорных обстоятельств. Еще одна причина отказа в компенсации – сбой сроков по вине самого потерпевшего.
Как рассчитать неустойку
Сумма компенсации зависит от вида нарушения и определяется исходя из величины страхового возмещения. Действующие ставки указаны в таблице.
Вид нарушения | Размер компенсации |
Просрочка перечисления выплаты или направления на ремонт | 1% |
Срыв сроков ремонта | 0,5%, но не более суммы возмещения |
Просрочка выдачи обоснованного отказа в компенсации | 0,05% |
Компенсация рассчитывается исходя из периода просрочки по следующей формуле:
Н = СВ * РК * Д, где:
- Н – неустойка;
- СВ – размер страховой выплаты;
- РК – размер компенсации;
- Д – количество дней просрочки.
Пример: Сумма восстановительного ремонта, определенная страховщиком после прохождения экспертизы, составляет 150 тыс. рублей. Страховая фирма должна была выдать направление на ремонт до 01.02.2022. Однако сделала она это только 12.02.2022. В результате потерпевший может требовать неустойку за 10 дней просрочки (с 02.02 по 11.02). Ее размер определяется следующим образом: 150 000 * 1% * 10 = 15 000 рублей.
Порядок получения возмещения
Для получения неустойки клиент должен написать заявление в компанию, являющуюся страховщиком. Документ оформляется в произвольной форме, но обязательно должен включать:
- данные страховщика;
- данные страхователя;
- причины для выплаты;
- расчет величины неустойки;
- реквизиты для перечисления денег.
Никаких документов к такому заявлению прикладывать не требуется. Страховая компания обязана рассмотреть обращение и сообщить о своем решении. В случае отказа потерпевший может обратиться в суд.
Вывод: Неустойка по ОСАГО мотивирует страховые компании соблюдать установленные сроки урегулирования убытков. В случае их нарушения потерпевший имеет право требовать денежную компенсацию.